Ассоциация Туризма Тверской области

УВЕЛИЧЕНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2011 ГОДУ

02.02.2011
 

УВЕЛИЧЕНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2011 ГОДУ

 

 

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

 

 

 

1 октября 2008 года Премьер-министр РФ на заседании правительства объявил путь развития пенсионной реформы в России, обозначив ее основные направления: отмена ЕСН, введение страховых взносов, установление единой ставки 26%, ограничение базы для начисления страховых выплат до уровня годовой зарплаты 415 тысяч рублей, которая будет ежегодно индексироваться. В итоге, с учетом взносов на медицинское и социальное страхование, общий размер страховых отчислений не должен превысить 34% от фонда оплаты труда.

 

 

 

Премьер отметил, что новая страховая схема увеличит издержки предприятий, но пообещал избежать роста общеналоговой нагрузки на бизнес. Было отмечено, что компаниям, использующим специальные налоговые режимы, увеличение тарифов в течение 5 лет будет компенсироваться за счет федерального бюджета. Однако следует отметить, что такие льготы были предусмотрены только для предприятий малого бизнеса, работающих в высокотехнологичных секторах, а также для сельхозпроизводителей.

 

 

 

27 апреля 2009 года Президент России, с целью развития пенсионной системы, утвердил перечень поручений, предусматривавших замену ЕСН страховыми взносами с 2010 года и сохранение на этот год тарифов страховых взносов на уровне действующих ставок ЕСН.

 

 

 

Отмена ЕСН и введение страховых взносов - одна из мер, предпринимаемых государством для исправления недостатков Российской пенсионной системы.

 

Последние годы правительство выделяет колоссальные бюджетные средства для того, чтобы довести соотношение средней пенсии и заработной платы до 40 % (показатель, рекомендованный Международной организацией труда). Стоить отметить, что в 2007 году в сравнении с Европейскими странами, этот показатель в России был самым низким. Пенсионная реформа предусматривает целый комплекс мер, направленных на сохранение самого института "пенсионная система", который трещит по швам. Очевидно, что в замене ЕСН страховыми взносами и их дальнейших увеличением, законодатель видит "выход", позволяющий радикально и в короткие сроки решить проблему соотношения пенсии и зарплаты.

 

При этом, фактически, принятые изменения свидетельствуют о том, что развитие пенсионной системы выступает для государства более приоритетным направлением, нежели развитие малого и среднего бизнеса.

 

 

 

ГОД 2010

 

 

 

Итак, с 1 января 2010 г. на смену единому социальному налогу, который на протяжении ряда лет уплачивали организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые его налогоплательщиками, пришли страховые взносы.

 

 

 

Тогда же утратила силу Глава 24 части второй налогового Кодекса и, частично, вступил в силу Федеральный Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

 

Предметом регулирования этого, важного для всех предпринимателей, документа выступают отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а так же вопросы, возникающие в процессе осуществления контроля над их исчислением и уплатой, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

 

 

 

В соответствии с вновь принятым законом, особенности уплаты страховых взносов для каждого вида обязательного социального страхования будут устанавливаться специальным федеральным законом. Уместно отметить, что в целях единообразного применения 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 предоставило Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации право издавать соответствующие разъяснения.
Таким образом, в целях правильного понимания и четкого ведения бухгалтерии, необходимо теперь знакомиться не только с письмами Минфина, но и разъяснениями Минздравсоцразвития, и письмами ПФР и ФСС.

 

 

 

Совместно с налоговыми органами, контроль за уплатой страховых взносов будут теперь осуществлять также Пенсионный Фонд РФ и ФСС.

 

 

 

Плательщиками страховых взносов выступают:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

 

 

 

Объектом обложения страховыми взносами, в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 212 ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам. Предметом данных договоров должны выступать выполнение работ, оказание услуг, в том числе авторского заказа. Договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договора, лицензионные договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства также являются основанием для перечисления страховых взносов.

 

 

 

Как и в ЕСН, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

 

 

 

Определен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. К их числу относятся все виды государственных пособий, компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи и далее. Полный перечень определен в статье 9 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

 

 

 

Принципиально новым явилось ограничение размера облагаемой базы. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 8 рассматриваемого закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений, превышающих установленный предел, страховые взносы не взимаются. Сумма лимита подлежит ежегодной индексации.
До 2010 года, размер облагаемой базы также имел важное значение для определения суммы выплат, но ее размер не был ограничен конкретной суммой.
Для сравнения, при определении ставки налога для основной категории налогоплательщиков по ЕСН, Налоговый Кодекс выделял три группы:
- до 280 000 рублей - 26 процентов;
- от 280 001 до 600 000 руб. - 72 тыс. рублей + 10 % с суммы, превышающей 280 тыс. руб.
-свыше 600 000 руб. - 104 800 + 2 % с суммы, превышающей 280 тыс. руб.
Представляется, что в сравнении с действующей, отмененная система уплаты ЕСН, была более гибкой и максимально соответствовала существующим реалиям российского бизнеса.

 

 

 

Расчетным периодом по страховым взносам, как и ранее в отношении ЕСН, является календарный год.

 

 

 

Остро стоит вопрос размеров, установленных государством тарифов. Переходный 2010 год, как и обещал глава государства, не поменял существующую ранее долю отчислений.
Так, для основной части плательщиков, за исключением льготников, в отношении которых частью 2 статьи 57 применяются пониженные тарифы, страховые взносы составляют 26 процентов.
Из них:
20,0 % - в ПФР;
2,9 %- в ФСС РФ;
1,1%- в ФФОМС;
2,0% - в ТФОМС.

 

 

 

Для организаций и индивидуальных предпринимателей (производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), применяющих УСН, установлены пониженные тарифы, которые составляют 14 процентов:
Из них:
- 14% - в ПФР;
- 0,0% - в ФСС РФ;
- 0,0% - в ФФОМС;
- 0,0% - в ТФОМС.

 

Также пониженные тарифы установлены для организаций, осуществляющих социально-направленную и приоритетную для государства деятельность

 

 

 

ГОД 2011

 

 

 

С 1 января 2011 года для основной части налогоплательщиков размер страховых взносов составит 34 процента.

 

Из них:
26 процентов в Пенсионный фонд Российской Федерации
2,9 процента в Фонд социального страхования Российской Федерации
5,1 процентов в Фонды обязательного медицинского страхования (Федеральный - 3,1; Территориальные - 2,0)

 

Заглядывая вперед, уместно отметить, что в 2012 году размер отчислений в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования увеличится. Взносы же в Территориальные фонды с 1 января 2012 равны нулю.
Примечательно, что изначально, это перераспределение не было предусмотрено, их привнесли изменения, внесенные Федеральным Законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ.

 

 

 

Относительно льготных категорий в 2011, и вплоть до 2019 года, государство сохраняет послабления. Переходный период для данных организаций продлен с обещанных Премьером 5 до 9 лет. Данные категории плательщиков страховых взносов будут уплачивать страховые взносы в следующих размерах:
С 2011-2012 г. - 20,2 %
С 2013-2014 г. - 27,1 %

 

 

 

Установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов с 1 января 2011 г. С учетом индексации в 1,1164 раза она составила в отношении каждого физического лица 463000 рублей. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933)

 

 

 

В 2011 году вступает в силу целый ряд дополнений, привнесенных Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ.
Одним из основных выступает дополнение перечня категорий плательщиков, для которых государство предусматривает пониженные тарифы страховых взносов новой группой льготников.
Таковыми выступают российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации, в том числе в электронном виде.

 

 

 

Основным видом деятельности данных организаций должна быть:
а) деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
б) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

 

 

 

В течение 2011 - 2014 годов для организаций СМИ предусмотрены следующие размеры страховых взносов:
В 2011 году - 26 %
В 2012 году - 27 %
В 2013 году - 28 %
В 2014 году - 30 %

 

 

 

Определение порядка подтверждения основного вида экономической деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей СМИ, указанных выше, возложено законом на Правительство РФ. Уполномоченный орган исполнительной власти будет заниматься ведением их реестра, который будет передаваться в органы контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Субъекты СМИ исключаются из реестра и лишаются права применять установленные тарифы, если их деятельность не будет соответствовать заявленному виду экономической деятельности.

 

Следует иметь ввиду оговорку, предусмотренную для СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и эротического характера. Данная группа СМИ отчисляет во внебюджетные фонды 34 процента, как и основная часть налогоплательщиков .

 

 

 

Так же, в 2011 году вступит в силу дополнение, вносимое Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ, допускающее к уплате взносов привлечение представителей. Следует отметить, что личное участие плательщика, не лишает его права иметь представителя, и наоборот, если к участию уже привлечен представитель ничего не мешает самостоятельно выступить в указанных правоотношениях. Главное, что бы полномочия представителя были документально подтверждены.

 

 

 

Важно, что изначально, из льготных категорий были исключены все налогоплательщики УСН, которые должны уплачивать страховые взносы в полном объеме! Следует, однако, отметить, что государство предпринимает попытки "смягчить последствия этой меры для предпринимательской деятельности".

 

 

 

30 ноября 2010 года, Президент России Дмитрий Медведев в своем ежегодном послании Федеральному Собранию огласил принятое им решение: для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, предусмотреть двухлетний период с установлением ставки взносов в размере 26 процентов.

NEW!

21 декабря Закон "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" был принят Госдумой, и 28 декабря 2010 подписан Президентом РФ.

Назад